Рынок онлайн-образования активно растёт, его среднегодовой прирост, по оценкам экспертов, составляет 7-10%. Неудивительно, что это привлекает в сферу EdTech большое количество новых игроков. Но одного желания работать на растущем рынке мало, для успешной конкуренции с уже действующими игроками нужны качественные образовательные продукты. О том, как создать востребованный образовательный продукт, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала директор по коммуникациям онлайн-платформы микрообучения «Юниты» Ханна Изотова.
Вместо предисловия
Создание качественных образовательных продуктов – дело достаточно трудоёмкое, несмотря на распространённое мнение, что это нечто, что требует минимальных вложений, но даёт значительную маржинальность. Создатели курсов должны учесть огромное количество факторов: от выбора темы, которая будет актуальна для более-менее широкой аудитории, до грамотной упаковки.
Доказательством качества при этом будут являться два показателя: доходимость курсов (
Именно поэтому большую роль играет методология, которую используют создатели образовательных продуктов. Расскажем, на какие факторы при её разработке ориентировались мы в «Юнитах», и что из этого получилось.
Что такое методология и из каких элементов она состоит
В широком смысле методология – это система принципов и способов построения теоретической и практической деятельности. Без неё невозможно правильно установить проблему, с которой сталкиваются потенциальные клиенты, разработать методы исследования запросов аудитории, определить наиболее эффективные методы решения этих проблем, а также подобрать оптимальные показатели для анализа эффективности.
Исследователи выделяют следующую структуру методологии:
- Методологические основания – логика, системный анализ и т.д.
- Логика деятельности – кто является нашим объектом, что является нашим предметом и т.д.
- Характеристики деятельности – принципы, нормы и т.д.
- Способы решения задач – методы и инструменты.
Рассмотрим каждый из этих элементов подробнее.
Методологические основания
Методологические основания – это наиболее общие установки, которые влияют на создание нашего продукта. Несмотря на то, что в каком-то смысле они являются достаточно банальными, не рекомендуется пропускать этот этап, так как он значительно влияет на все последующие шаги.
В случае с образованием для предпринимателей базовой установкой является то, что пользователям всё меньше нравится классическая концепция онлайн-курсов: им кажется, что когда их оставляют со сложным контентом и практическими заданиями «один на один», то разработчик курса показывает отсутствие интереса к результатам учеников. При этом предпринимателям всегда не хватает времени – по статистике, 60% предпочитает тратить на образование не более двух недель.
Логика деятельности
Этот элемент методологии включает в себя работу с субъектом, объектом, формой и средствами и методами деятельности, а также с результатом.
Иными словами, отвечает на вопрос – кто является целевой аудиторией, какие проблемы существуют у её представителей и как их можно решить. В зависимости от ответа на эти вопросы на рынок выходят различные типы продуктов:
- «Тяжеловесные» и монументальные продукты. Чаще всего они создаются для той аудитории, которая хочет освоить, например, новую профессию.
- Легко усваиваемые продукты, миссия которых – общее расширение кругозора потребителей контента. Их делают, например, различные культурно-образовательные платформы.
- Продукты, сочетающие в себе различные форматы.
Характеристики деятельности
Эта часть методологии описывает ключевые принципы, на которых строится образовательный продукт. После определения методологических оснований и логики деятельности становится очевидным, чего мы хотим, чтобы учащиеся достигли в конце курса. Это же определяет ключевые принципы работы:
- Синхронное или асинхронное обучение.
- Кастомизированный формат или универсальный.
- Тьюторинг и наставничество или общие лекции.
Каждый из этих принципов может существовать и давать свои плоды – опять же, всё зависит от той цели, которую должны достигнуть студенты по окончанию курса.
Способы решения задач
После того, как определены три других слагаемых методологии, можно приступать к самому последнему шагу – определению тактики. На этом этапе создателю продукта необходимо определить, как будет происходить взаимодействие с пользователем, чтобы ему было удобно:
- Где будет происходить обучение (платформа-провайдер услуг или собственная разработка);
- Как будет осуществляться проверка домашнего задания;
- Что будет являться результатом успешного прохождения курса;
- Как сам пользователь будет определять успешность прохождения курса для себя.
Все эти моменты будут напрямую влиять на то, вернётся к вам слушатель или нет.
P.S.
Правильно разработанная методология – это залог успеха того, что и у создателя, и у потребителя образовательного продукта ожидания совпадут с реальностью. А это значит, клиент на выходе получит именно то, на что он рассчитывал при покупке, что он останется довольным и вернётся снова.
Статистика «Юнитов» подтверждает такой подход: с 2019 года было проведено более 48 000 индивидуальных сессий, NPS которых составлял 9. При этом конверсия в повторную покупку составила 61%.